А вдруг.. Что делать, если выпал из самолета или вертолета
Автор: Щербакова Олександра Олегівна
Дата публікации: 27.03.2023
Интересно руководство по выживанию при падении с высоты 10 000 км. Примерная скорость падения – 190 км/ч, период падения – 3 минуты.
1. Начало. Высота – 10 000 км
Вы на десятикилометровой высоте над землей. В полном одиночестве. И падаете.
Ситуация плохая. Но сейчас лучше бы сосредоточиться на положительных аспектах (не считая главного – что вы по крайней мере как-то умудрились пережить свой самолет). Земное тяготение вам теперь свирепый враг, но зато у вас есть другой союзник – время. Хотите верьте, хотите нет, но ваше нынешнее положение гораздо лучше, чем если бы вы упали с балкона пятого этажа. Точнее говоря, ваше положение станет лучше. А пока проблемы с кислородом на такой высоте приведут к гипоксии и потере сознания, и пару километров вы будете падать, как кирпич.
Падать с самолета можно двумя способами. Первый из них – свободное падение без всяких попыток замедлить свой полет. Второй – сыграть роль «наездника на обломках». Этот термин пустил в оборот Джим Хэмилтон, Массачусетский историк-любитель, создавший страницу «исследователей свободного падения». Это большая база данных, в которую включены почти все случаи падения с большой высоты. «Наездник» в его терминологии называется тот, кто сумел ухватиться за любой кусок. Так, в 1972 году сербская стюардесса Весна Вулович обслуживала рейс самолета DC-9. Над Чехословакией самолет взорвался. Стюардесса пролетела 10 км, будучи зажата между своим сиденьем, тележкой из буфета и телом еще одного члена экипажа. Она приземлилась на покрытый снегом горный склон и до полной остановки долго по нему скользила. В результате она получила тяжелые травмы, но осталась жива.
Если вас окружает что-то вроде кокона из обломков, возможность выжить при ударе о землю будет заметно выше. Такое мнение Гамильтона объясняется убедительной статистикой. С 1940-х годов зарегистрирован 31 такой случай. Оставшихся в живых после одинокого свободного полета гораздо меньше – всего 13 зарегистрированных или вызывающих доверие случаев. Например, в 1943 году военный летчик Алан Мэгги, при выполнении при выполнении боевого задания, выпал из самолета и, пролетев 6 км, пробил крышу железнодорожного вокзала. Практически сразу же его пленили немцы, которые были поражены, увидев его живым.
В зависимости от вашего веса, габаритов и плотности окружающего воздуха вы должны разогнаться не более чем до 200 км/ч, причем произойдет это всего метров в пятисот свободном полете. То есть, упав с небоскреба или с десятикилометровой высоты, вы ударитесь об землю с одинаковой силой. Но с крыши небоскреба до тротуара вы будете лететь 12 секунд, а падая с «самолетной» высоты, успеете прочитать всю эту статью.
2. Середина. Высота 6.5 км
К этому моменту вы уже спустились в те слои атмосферы, где можно более или менее свободно дышать. К вам возвращается сознание. До удара по земле остается две минуты. Ваша следующая задача – решить, хотите ли вы жить дальше. Если да, то учтите, что, как шутят парашютисты, «умирают не от падения, а от приземления».
Не теряя полного самообладания, постарайтесь прицелиться. Куда же целиться Меги упал на каменный вокзальный пол, но его падение затормозилось, когда он, за момент до этого, пробил стеклянную кровлю. Больно, зато спасательный случай. Пригодится и стог сена. Некоторые счастливчики остались живы, попав в густой кустарник. Лесные заросли – тоже неплохо, хотя можно напороться на какой-нибудь сук. Снег просто идеально. Болото Мягкая, покрытая растительностью трясина – самый желанный вариант. Был случай, когда скайдайвер с парашютом, нераскрывшийся, попал прямо на высоковольтные провода. Проводы пружинили и подбросили его вверх, сохранив ему жизнь. Самая опасная поверхность – вода. Как и бетон, она практически несжимаема. Результат падения на океанскую гладь будет примерно такой же, как на тротуар.
Чтобы снизить скорость свободного падения, попробуйте подражать парашютисту, совершающему затяжной скачок. Расставьте руки и ноги, закиньте голову, расправьте плечи. Сделайте грудь колесом, и вы сами собой повернутесь лицом к земле. Только не расслабляйтесь – это не самая лучшая поза для приземления. В вашем, откровенно скажем, затруднительном положении вопроса, как подготовиться к встрече с землей, остается, к сожалению, до конца не решенным. В журнале War Medicine от 1942 года была опубликована статья на эту тему. Там было написано: «В попытке избежать травм большую роль играет распределение нагрузок и их компенсация». Отсюда рекомендация – падать нужно плашмя. Кроме того, доклад 1963 года рождения, опубликованный Федеральным агентством авиации (FAA), утверждает, что оптимальной для сохранения жизни будет классическая группировка, принятая среди скайдайверов: ноги вместе, колени выше, голени прижаты к бедрам. В том же источнике указано, что выживание при крушении весьма способствует тренированности в таких видах спорта, как борьба или акробатика.
При падении на жесткие поверхности особенно полезно было бы иметь некоторые навыки в восточных единоборствах.
Японский скайдайвер Ясухиро Кубо тренируется так: выбрасывает из самолета свой парашют, а затем выпрыгивает сам. Затягивая процесс до предела, он настигает свое снаряжение, надевает и после этого дергает за кольцо. В 2000 году Кубо выпрыгнул на высоте 3 км и провел в свободном падении 50 секунд, пока не догнал ранец со своим парашютом. Все эти полезные навыки можно отрабатывать и в более безопасной обстановке, например, в тренажерах свободного падения – вертикальных аэродинамических трубах. Впрочем, тренажеры не позволят вам отработать ответственный этап – встреча с землей.
Если вас ждет внизу водная поверхность, готовьтесь к быстрым и решительным действиям. По остальным в живых любителям прыгать с высоких мостов можно заключить, что оптимальным был бы вход в воду «солдатиком», то есть ногами вперед. Тогда у вас будут хоть какие-нибудь шансы выбраться на поверхность живым.
С другой стороны, знаменитые ныряльщики из скал, оттачивающие свое мастерство неподалеку от Акапулько, считают, что лучше входить в воду головой вперед. При этом руки со сплетенными пальцами они выставляют перед головой, защищая от удара. Вы можете выбрать любую из этих поз, но постарайтесь до самой последней секунды сохранять парашютирующую позицию. Затем, над самой водой, если вы предпочтете нырнуть «солдатиком», настоятельно рекомендуем вам вовсю напрячь ягодицы. Объяснять почему, было бы не очень прилично, но вы наверняка и сами догадаетесь.
Какая бы поверхность вас ни внизу ни ждала, ни при каких обстоятельствах не приземляйтесь на голову. Исследователи из Института безопасности дорожного движения пришли к выводу, что в подобных ситуациях основной причиной смерти оказывается черепно-мозговая травма. Если вас все равно несет головой вперед, лучше уж приземляйтесь на лицо. Это безопаснее, чем удар затылком или верхней частью черепа
3. Финишная прямая. Высота 300 метров
Статистика показывает, что в случае крушения выгоднее оказаться членом экипажа или ребенком, и если есть выбор, лучше терпеть крах на военном самолете. За последние 40 лет зафиксировано как минимум 12 авиакатастроф, когда в живых оставался только один человек. В этом списке четверо были членами экипажа, а семь – пассажирами в возрасте до 18 лет. Среди спасшихся был Мохаммед эль-Фатех Осман, двухлетний ребенок, переживший катастрофу «Боинга» в Судане в 2003 году, приземлившись среди его обломков. Выживание членов экипажа можно связать с более надежными системами пассивной безопасности, а вот почему чаще в живых остаются дети – пока неясно. В исследованиях FAA отмечается, что у детей, особенно в возрасте до четырех лет, более гибкие кости, мышцы более расслаблены и более высок процент подкожного жира, эффективно защищающий внутренние органы. Люди маленького роста – если их голова не высовывается из-за спинок самолетных кресел – хорошо защищены от улетающих обломков. При небольшом весе тела ниже будет ее стала скорость падения, а меньшее лобовое сечение снижает шанс напороться при приземлении на какой-нибудь острый предмет.
4. Конец. 0 метров
Итак, приехали. Удар. Вы все еще живы И каковы ваши действия Вспомним случай с Юлианой Копке. В 1971 году в канун Рождества она летела на самолете Lockheed Electra. Лайнер взорвался над Амазонкой. 17-летняя немка пришла в себя на следующее утро под пологом джунглей. Она была пристегнута к своему сиденью, а вокруг валялись груды рождественских подарков. Раненая, в полном одиночестве, она заставила себя не думать о погибшей матери. Вместо этого она следовала совету отца-биолога: «Потерявшись в джунглях, ты выйдешь к людям, следуя за течением воды». Копке шла вдоль лесных ручейков, которые постепенно сливались в реки. Она обходила крокодилов и била по мелководью палкой, чтобы распугать скатов. Где-то, споткнувшись, потеряла туфельку, из одежды на ней осталась только рваная мини-юбка. Из еды при ней был только пакет конфет, а пить приходилось в темную, грязную воду. Она не обращала внимания на сломанную ключицу и на воспаленные открытые раны.
На десятый день, двигаясь вдоль реки Шебонья, она увидела вытянутые на берег каноэ. Ей требовалось несколько часов, чтобы взобраться по береговому склону к хижине, где ее на следующий день обнаружила бригада лесорубов. В Перу этот случай был воспринят как чудо. Действительно, по статистике службы ACRO, фиксирующей все авиакатастрофы, с 1940 по 2008 год в результате крушения 15 463 самолетов погибло 118 934 чел. Даже если добавить в это число парашютистов, у которых не раскрылись парашюты, всего 157 счастливчиков способны рассказать о случившемся с ними чуде. Из них 42 выжили после падения с высоты более 3 км.
На заметку: всегда пригодны покупки в аптеке, на любые случаи жизни.