Научите ребенка произносить звук «Р» : советы и рекомендации специалистов
Автор: Щербакова Олександра Олегівна
Дата публікации: 27.03.2023
Зачем это нужно
nВсегда четко и ясно выражение мыслей, обладание хорошо поставленной дикцией — все это поможет оставить уверенность и приятное впечатление о себе у аудитории. Это очень важно и необходимо не только для публичных личностей — репортеров, гидов, политиков и т.п. Результат повседневного общения в компании с человеком, имеющим дефект речи (например, непроизносимость звука «Р») может быть неожиданным, ведь картавость может нести за собой некоторые комплексы, а последующая неуверенность в себе может передаться собеседникам.
nПочему так бывает
nС самого раннего детства ребенок старается повторять за взрослыми, это очень хорошо, но бывает, что такое подражание может иметь неожиданные результаты — ведь члены семьи могут иметь некоторые дефекты речи. Имеет место быть временные проблемы со слухом, а это не дает ребенку понимание, как выговаривать тот или иной звук; некоторые физиологические особенности развития, например короткая уздечка языка; ротацизм, параротацизм; особенности жевательной мускулатуры и движение языком, щеками.
nА что является нормой
nОсобенное правильное произношение твердых и мягких звуков «Р» и «РЬ». Например, при нормальном произношении:
nЗубы не смыкаются.
nВоздух свободно циркулирует между языком и небом.
nПримыкание краев языка к коренным зубам верхнего ряда.
nВибрирование голосовых связок (ощущение).
nВыдвигание языка вперед при произношении «РЬ» во время примыканием спинки языка к небу.
nЭто лишь некоторые варианты. Согласно показанием логопеда, существуют множество случаев неверного произношения звуков «Р», «РЬ». Вот некоторые более распространенные варианты:
nПропадание звука. Это когда в слове не слышится присутствие подобного звука ( не «корабль», а «коабль»).
nГорловое произношение. Такое произношение присуще жителям некоторых стран, например, Франция. Такой звук получается при колебании «небного язычка» вместо положенного колебания кончика языка.
n«Французкое» произношение «нос». При произношении мешается звук «Р(РЬ)» с «Л» и выходит что-то, подобное «РЛ(Ь)» — такое получается в случае вибрации боковых частей языка.
nКак «лечить»
nОсобенности произношения звуков «Р», «РЬ» можно исправить подобными упражнениями:
n1. «Часы с кукушкой»
nСледует широко открыть рот, кончик языка расположить на верхней губе, периодически перемещая его за верхний ряд зубов, касаясь основания зубов. Собственно, название упражнения схоже с ритмичным перемещением языка согласно инструкции.
n2. «Дрожалка»
nВыпуская воздух ртом, производите ритмичное касание нижней и верхней части губ кончиком языка. Получится эффект «дрожание языка» (в случае отсутствия особенного выговаривания звука»Р» при произношении звука «Р» можно почувствовать дрожание на кончике языка, а данное упражнение умело повторяет этот эффект).
n3. «Смешная рожица»
nДанное упражнение оказывает положительное влияние на нужные мышцы при произношении звука «Р(Ь)». Максимально растягивайте губки в улыбке. При этом, улыбаясь, начинайте легко касаться зубами кончика языка. Получится своеобразное «покусывание». Следует повторить не менее 12 раз.
n4. «Маленькая лошадка»
nДумаем, многим знакомо это упражнение — прижимание спинки языка к небной части рта — при этом растягиваются языковые связки и получается звук, как будто лошадь цокает копытом. Данное упражнение следует повторить не менее 20 раз в каждом подходе.
n5. «Барабанщик»
nРазвиваем гибкость. Следует приоткрыть рот и произносить звук «Д».
n6. «Зубная щетка»
nОдно из самых простых, но не менее важных упражнений — необходимо водить в разные стороны по внутренней части верхнего и нижнего ряда зубов.
n7. «Присоска»
nМаксимальным усилием языковой мышцы придавить спинку языка к небу, при этом открывая и закрывая рот.
nТакие основные упражнения помогут дальнейшему правильному развитию речи. Так же есть большое количество различных скороговорок, стихов и пр. для правильного развития речевого аппарата.
nПосле успешного завершения обучения, необходимо проводить профилактику — выполнять некоторые упражнение систематически. Например, придумать такую игру, которая подразумевает собой постоянное повторение «нужных фраз» — доведение до автоматизма. Это поможет закрепить разговорные навыки.
nПомните, что создать нужную атмосферу развития и воспитания детей — самый важный фактор, который влияет на всестороннее развития ребенка — в том числе и на развитие речевого аппарата.
nНе забывайте, что приведенные упражнения — лишь профилактика. Если проблема продолжает существовать ,необходима консультация компетентного специалиста. Логопед сможет назначить специальные рекомендации именно вашему ребенку, ведь каждый организм индивидуален.
n